Содержание
Введение…………………………………………………………………………..…3
Система работы по развитию интеллекта детей дошкольного возраста путем активизации межполушарного взаимодействия……………………….9
Упражнения по развитию межполушарного взаимодействия. Методические рекомендации……………………………………………………………………...12
Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук………………....14
Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации…………………………………………………….15
Кинезиологические упражнения…………………………………………………..16
Зеркальное рисование……………………………………………………………...19
Биоэнергопластика………………………………………………………………....20
Заключение………………………………………………………………………….21
Источники…………………………………………………………………………...23
Приложения………………………………………………………………………....24
Введение
Со школьной скамьи я интересовалась как работает мозг человека, как его работа связана с психическими процессами, возможно ли управлять этими процессами и расширять человеческие возможности. Поэтому неслучайно я выбрала своё первое психологическое образование. Но психолог не всегда может увидеть результаты своей работы, часто они удалены во времени и многое зависит от самого человека (клиента), мне же хотелось играть бОльшую роль и помогать людям, прежде всего детям, здесь и сейчас, так я пришла к профессии логопеда. Но я не остановила свои поиски методик для совершенствования интеллектуальных возможностей и заинтересовалась методикой обучения быстрому счёту — ментальной арифметикой, стала преподавателем. В менаре используются различные техники активизации мозговой активности, среди которых я обратила внимание на занимательные приёмы нейроакробатики, когда человек выполняет двумя руками одновременно разные действия. Смотрится это действительно завораживающе и, как уж доказала моя личная практика, подобные упражнения активизируют параллельную работу двух полушарий и буквально «будят спящий мозг». Я окунулась в эту тему с большим энтузиазмом и стала искать теоретические аспекты и новые практические приёмы для развития межполушарных связей.
Моя практика безусловно подкрепляется теоретической базой.
Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.
Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали, что речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих отделов головного мозга. Двигательная проекционная зона кистей соседствует с речевой моторной зоной в области коры головного мозга, это подразумевает их сотрудничество и взаимосвязь. Помимо этого, двигательная зона — это связующее звено между полушариями мозга.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции.
Левое полушарие
Правое полушарие
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Таким образом, известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый лучший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Ведь левое полушарие мыслит логически, правое – творчески, и совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.
Если межполушарное взаимодействие несформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
• проблемы в письме;
• устной речи;
• запоминании информации;
• счете как в письменном, так и в устном;
• в целом восприятии учебной информации.
Причин может быть много, вот несколько из них:
– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
– родовые травмы;
– болезни ребёнка в первый год;
– длительный стресс;
– общий наркоз.
По каким признакам можно определить несформированность межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Таким образом, межполушарное взаимодействие - это основа интеллектуального развития ребенка. Несформированность данного взаимодействия, отсутствие динамичности в работе полушарий мозга часто является причиной трудностей в учебе. От этого зависит качество и быстрота обработки информации, летание в облаках в школе не всегда связано с истощением и потерей внимания, а как раз с этим фактором, также часто является причиной в задержке речи, непонимании прочитанного текста.
Мои изыскания продолжились и я открыла для себя новые технологии в этом направлении — это кинезиология, биоэнергопластика, сенсорная интеграция и нейробика.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это развивает координацию движений и мелкую моторику. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Ещё известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Практические достижения кинезиологии и биоэнергопластики являются подтверждением данных слов.
Также после знакомства с миром ментальной арифметики я открыла для себя нейробику — систему нейропсихологических упражнений, практически волшебную палочку, которая помогает развить память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю, даёт дополнительную энергию и повышают способность мозга к различным видам работы в любом возрасте. Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга, точнее для нейронов. Мозгу необходима такая зарядка для поддержания высокой работоспособности. Многие техники нейробики перекликаются и повторяют приёмы кинезиологии, и те и другие работают на построение новых нейронных связей и развивают межполушарное взаимодействие.
В прошлом году я прошла обучение от Израильского института развития ребенка «РАМОТ» на курсе «Сенсорная интеграция: теория и практика». Сенсорная интеграция – это способность синтезировать, систематизировать и обрабатывать сенсорную информацию, полученную от нашего тела и окружающей среды. Теория сенсорной интеграции является неврологическим процессом, который организует чувства, исходящие от нашего тела и окружающей среды, чтобы мы могли эффективно использовать свое тело во взаимодействии с окружающей средой. Мозг использует этот процесс в повседневной жизни. Другими словами, сенсорная интеграция создает осмысленные и целенаправленные ответы на сенсорный опыт. Данная способность синтезирует, систематизирует и обрабатывать сенсорную информацию, полученную от тела и окружающей среды.
Обеспечивая сенсомоторное развитие, развивая мозг с помощью осмысленной сенсомоторной активности, реализуется обучение. Для сенсомоторного развития человек должен находиться в контакте с окружающей средой. Значительная сенсомоторная активность важна в терапии сенсорной интеграции, поскольку правильное общение формирует развитие мозга и обеспечивает способность нервной системы к изменениям (пластичность).
Сенсорная интеграционная терапия (сенсорная интеграция) - это комплекс терапевтических мероприятий, направленных на развитие всех органов чувств ребенка.
Так в своей практике я решила объединить кинезиологические упражнения, приёмы биоэнергопластики, нейробики и сенсорной интеграции в своей логопедической работе, составив собственную программу.
Система работы по развитию интеллекта детей дошкольного возраста путем активизации межполушарного взаимодействия
Цели программы: обеспечение полноценного всестороннего развития ребёнка через приёмы активизации межполушарного взаимодействия.
Задачи:
• создать условий для внедрения Программы
• развить межполушарное взаимодействие и психофизиологические процессы (общая и мелкая моторика, мышление, внимание, речь).
• подобрать оптимальные педагогические технологии для реализации Программы
Предполагаемые результаты работы
Результаты реализации программы для педагога
Результаты реализации программы для детей
• созданы условия для внедрения Программы
• развито межполушарное взаимодействие и психофизиологические процессы (общая и мелкая моторика, мышление, внимание, речь).
• подобраны оптимальные педагогические технологии для реализации Программы
• развивается межполушарное взаимодействие
• улучшается память и концентрация внимания
• развиваются речевые функции
• снижается утомляемость и повышается работоспособность
• повышается способность к произвольному контролю
• активизируются интеллектуальные и познавательные процессы
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Подготовительный этап
• изучение литературы
• подбор методического материала
• изготовление пособий
• создание картотек
Основной этап
- практическое применение системы работы с детьми
Принципы: системность, доступность, принцип усложнения заданий от простого к сложному (простые в повседневной жизни, потом сложнее на занятии), учёт индивидуальных и возрастных особенностей. Связь обучения с жизнью.
Направления работы: групповые и индивидуальные занятия с детьми, консультации для педагогов и родителей, открытые занятия.
Задачи основного этапа работы:
• снятие эмоциональной напряжённости, создание положительного настроя
• развитие межполушарного взаимодействия, внимания,. Памяти, воображения
• развитие общей и мелкой моторики
• развитие психических процессов (внимания, памяти, речи, мышления)
• активизация работы мышц глаз
• формирование добрых чувств о отношению к близким
• формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки
Заключительный этап
• Отслеживание результатов развития психических функций при проведении педагогического мониторинга.
• Распространение опыта работы среди коллег, презентация программы на городских площадках, публикация на публичных ресурсах.
Упражнения по развитию межполушарного взаимодействия. Методические рекомендации.
Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Специальные упражнения и игры не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Существует множество разнообразных упражнений, которые мы рассмотрим ниже. Но есть один важный момент, который необходимо учесть и который ответит на вопрос, почему упражнения выполняют, а эффекта нет. А всё потому, что для этих связей необходимо, чтобы сами полушария были развиты. И смысла нет в этих упражнениях, если, например, правое полушарие не развито. А оно функционально начинает развиваться раньше левого. Поэтому я поддерживаю противников ранней интеллектуализации, ведь именно она обкрадывает правое полушарие. Поэтому когда мы видим слабое межполушарное взаимодействие, то начинаем сначала развивать правое полушарие:
• понимание схемы тела (право/лево) и пространства вокруг (стимулируем ползание?);
• развивать слуховое восприятие (мелодии, бытовые шумы);
• работать с ритмами (все потешки, стихи, ладушки,муз.инструменты, логоритмика);
• формировать образ предметов по всем модальностям (вкус,запах,цвет, тактильные ощущения), чтоб сказав ребенку / "зеленая, ветвистая, колючая / " сразу возникал образ ёлочки;
• рисовать; формировать образы, когда вы читаете задавать вопросы, какие чувства вызвал этот рассказ;
• ходить в филармонию на музыкальные сказки, где формируются образы благодаря музыке и тексту автора, где нет готовой картинки и ребенок начинает фантазировать…
Левое полушарие само развивается до 4-5 лет, если нет социальной депривации. А после пяти лет активное развитие дают стратегические игры, чтение, счет, логика и т.п.
Один из способов тренировать межполушарное взаимодействие - это одновременные, разнонаправленные движения руками. Ведь за правую сторону тела отвечает левое полушарие, а за левую сторону - правое, поэтому когда они работают вместе это формирует межполушарное взаимодействие. Также можно наращивать связи благодаря межмодальному взаимодействию: увидел-назвал, пощупал-назвал!
Методы и приемы организации деятельности детей:
1 Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук (пальчиковые игры, нейроакробатика).
2 Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации (сенсорная интеграция).
3 Кинезиологические упражнения.
4 Зеркальное рисование.
5 Упражнения зрительной гимнастики для развития межполушарного взаимодействия.
6 Биоэнергопластика.
Формы работы:
Основная форма работы – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности.
Для повышения эффективности приёмов для развития межполушарного взаимодействия игры и упражнения всех направлений используются параллельно, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Упражения включаются в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физкультурой, логопедические занятия и свободную игру. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики.
Упражнения сенсорной интеграции можно успешно внедрить на занятия физической культурой и в групповые игры.
Важное правило: Выполнять упражнения каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
• Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.
• Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой. (Приложение 2).
Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации
Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.
Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Методические рекомендации по использованию игр
на развитие общей моторики
Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
[Реципро кный (лат. reciprocus) взаимный; р-а я (сопряженная, перекрестная) иннервация - рефлекторный механизм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координированных движений (ходьба, бег и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антагонистов). - Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.]
Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрестные танцы» или «перекрестные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше (Приложение 3).
Можно использовать нейроскакалку. Она развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.
Балансир и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.
Кинезиологические упражнения
Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.
Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи образовательной кинезиологии:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
Сначала детей настраивают на предстоящую работу.
Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
После того как дети настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.
Кроме этого нами были разработаны и подобраны игры, в которых участвуют одновременно обе руки ребенка (Приложение 4).
Зеркальное рисование
Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно).
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
1.От простого к сложному,
2. Поочередное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками,
3. Ребенку не должно быть слишком просто.
Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть нами были разработаны и подобраны картинки по лексическим темам (Приложение 5).
Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребенку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков-лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребенок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.
Примерная инструкция: «Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь».
Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.
Для задания дорисуй вторую половину даем картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.
Биоэнергопалстика
Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это развивает координацию движений и мелкую моторику. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
При знакомстве с новым артикуляционным упражнением, каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру и могут самостоятельно подбирать движения рук.
Заключение
Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Постепенно движения детей приобретают произвольный и направляющий характер. Дети самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий. Данная система применима и для детей с особыми образовательными потребностями, например для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Если учитывать особенности высшей психической деятельности детей с речевой патологией, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: благодаря внедрению межполушарных взаимодействий дети не только расширили возможности восприятия, памяти, внимания, но и приучили мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Если делать упор на развитие межполушарного взаимодействия, то у детей происходит активизация мыслительных процессов, улучшается не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и совершенствуется психические процессы.
Данная система может быть успешно реализована педагогами и родителями нормотипичных детей и детей с ОВЗ (в том числе, с тяжёлыми нарушениями речи) под непосредственным руководством специалиста. Направления работы и объем используемых заданий могут варьироваться в течение года в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Таким образом были созданы условия для внедрения Программы, подобраны оптимальные педагогические технологии для её реализации и в итоге было обеспечено развитие межполушарного взаимодействия и психофизиологических процессов (общей и мелкой моторики, мышления, внимания и речи).
Источники
1 ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф, 2006.
2 Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
3 Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.
4 Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997.
5 Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016.
6 Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
7 Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка
8 Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков // Актуальные исследования. 2021.
9 https://logoped-podsolnushki-ds16-schel.edumsko.ru/articles/post/1315596
10 https://razvivashka.online/metodiki/kineziologicheskie-uprazhneniya
11 https://docviewer.yandex.ru/
12 https://paevskaya.ru/blog/mezpolusarnoe-vzaimodeistvie/
Приложение 1
Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия
1. Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
2. Степень сохранности премоторной зоны
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность-движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
3. Проба на пальцевый гнозис и праксис
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:
поза не выполнена — 1 балл;
поза воспроизведена не точно — 0,5 баллов;
замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;
поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с — 2 балла;
поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.
4. Исследование орального праксиса
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) вы-сунутьязык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Оценки:
Невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл. Неточно выполненное движение — 0,25 балла. Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. Асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.
Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).
5. Речевой вариант пробы Хеда
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
1 Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2балла — выполнена только простая ориентировка;
1балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.
6.Ритмы. Исследование сукцессивных функций.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:
Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.
Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||.
Сложные ритмы —1|| 11,11| ||, 11|| |, || ||| |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
3 балла— выполнены только простые ритмы;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии.
Приложение 2
Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук
Игра «Накорми птичку/лялю»
Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Инструкция: «Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия). - Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!» Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игры с сыпучими веществами
Вариант № 1 - Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. ложек.
Варианты усложнения задачи: увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Вариант № 2 - Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.
Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей.
Упражнения на развитие мелкой моторики (нейроакробатика)
1. «Пальчики здороваются» — поочерёдно соединяем пальцы правой и левой руки. Большой-большой, указательный-указательный и т. д. Усложнение — пальчики «здороваются» через один большой-большой, средний-средний и т. д. Потом одновременно соединяем большие, средние и мизинцы двух рук, потом указательные и безымянные.
2. «Пальчики обнимаются» - тот же принцип, что и «пальчики здороваются, только пальчики сгибаем (в разные стороны).
3. «Паучки» - соединяем большой палец правой руки с указательным левой, а большой левой руки с указательным правой. Получается «рамочка» из пальчиков.Начинаем динамично передвигать пары пальчиков снизу-вверх и сверху вниз. Затем расстояние между пальцами уменьшаем - «маленькие паучата».
4. «Колечки» - соединяем поочерёдно большой палец с остальными в виде «колечка». Сначала правой, затем левой рукой, двумя одновременно, и в завершение — начинаем движение правой руки с указательного, одновременно левой — с мизинца и наоборот.
5. «Большой — мизинец» - правой рукой показываем большой палец, остальные сжаты в кулак, левой — мизинец, остальные пальцы удерживаются в кулачке. Динамично меняем позицию.
6. «Кулачки – ладошки» Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем. Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.
7.«Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
8.«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
9. «Кулак – кольцо» Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы), кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.
10. «Кастрюлька – крышечка» Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.
11. «Пальчик-зайчик-кулачок» Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками.
12.«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
13. «Лесенка» Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
14. «Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
15.«Яблочко и червячок» Большой палец это червячок. Кулак – это яблоко. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.
16.«Здорово –о,кей» На одной руке большой палец вверх, остальные в кулаке. Другая рука показывает колечко (большой палец указательным). По хлопку меняем положение.
17. «Пианино» - кисти рук на лежат. Поднимаем пальцы по очереди с большого до мизинца сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. Усложняем, начиная поднимать пальцы двух рук одновременно, но левой рукой с мизинца, а правой с большого пальца.
18. «Замочки» На левой руке сгибаем безымянный и мизинец, на правой указательный и средний пальцы, большой палец на обеих руках оттопырен. Меняем позицию. Сначала выполняем отдельно правой и левой рукой, затем одновременно с одинаковыми позициями, затем одновременно двумя руками с разным позициями. Самое сложное — соединяем пальцы рук с разными позициями.
19. Упражнения с мячиками
У каждого по одному мячику (массажный)
Способы действий с мячиками:
- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя,
- мяч в противоположной руке – перекладывать другому,
- мяч в противоположной руке – себе – другому,
- мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
- мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
- 2 тебе, 2 мне,
- диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
- 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ,
- 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху
Приложение 3
Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации
«Перекрестные шаги»(можно под музыку или пение)
Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Перекрестные шаги - осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Сохраняя равновесие, на счет «1-10» - соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Двигаться можно вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.
Под музыку или счет сначала выполняются параллельные, а затем перекрестные движения руками, касаясь пальцами плеч, уха, бедер, колен, стоп ног.
Например: поочередно - левая рука к левому плечу, правая к правому - 2 раза. Поочередно - левая рука к правому плечу, правая к левому - 2 раза
Повторить первые движения.
Вначале руки впереди туловища, затем можно усложнить - руки со стороны спины.
«Ленивые восьмерки»
На листе бумаги правой рукой начертить знак бесконечности (ленивую восьмерку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно "рисование" восьмерок в воздухе. Поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
«Слон»
Одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев и смотрят вдаль. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
«Слон» активизирует и балансирует всю целостную систему «интеллект-тело». Движение осуществляется, в основном, центральными мышцами корпуса, что воз6уждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха.
«Перекрестный шаг сидя»
Сесть на коврик. Представить, что едите на велосипеде и касаетесь при этом противоположного колена локтем. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удержать вертикальную позу и не сутулиться. Освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
«Бревнышко»
Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Колобок»
Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Письмо в воздухе»
И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
«Паучок»
Сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть в коленях и приподняться над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагать одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
«Марш»
1) И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.
2) И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.
3) И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
«Ухо – нос»
Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
«Ножницы»
Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.
«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Ёжик»
Встать на четвереньки и ползти, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставить крестнакрест».
«Прыжки на месте»
Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:
Ноги вместе – руки врозь, ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе, ноги врозь – руки врозь.
Ноги врозь и ноги вместе.
Ноги врозь и ноги перекрещены – поочерёдно правая и левая нога впереди.
То же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой. (цикл прыжков повторить несколько раз)«Прыжки с поворотом и без него»
Прыжок с поворотом на 180
Прыжок назад, прыжок вперед
Прыжок влево, прыжок вправо
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Капитан» - одной рукой изображаем «козырёк» («отдаём честь»)- «Капитан смотрит вдаль», другую руку вытягиваем вперёд, показывая большой палец, остальные в кулаке - «На горизонте всё отлично!».
«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.
Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Приложение 4
Кинезиологические упражнения
Растяжки
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. «Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
6. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Упражнения на релаксацию
1. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3.Релаксация «Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Глазодвигательные упражнения
1. «Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон»
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. «Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Приложение 5
Зеркальное рисование
Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть нами были разработаны и подобраны картинки по лексическим темам.
Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребенку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков-лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребенок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.
Примерная инструкция: «Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь».
Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.
Для задания дорисуй вторую половину даем картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.
Дорисуй вторую половину
Нарисуй и покажи двумя руками одновременно
Приложение 6
Биоэнергопалстика
Приложение 7
Зрительная гимнастика
«Рисуем глазами»
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
«Назови цвет»
Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.
Алфавит
Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.
Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит.
Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О.
Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки.
Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.
Назови и покажи одновременно двумя руками