Борзунова Оксана Сергеевна, учитель-логопед

Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации

Методические рекомендации по использованию игр на развитие общей моторики

Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных (перекрёстных, сопряжённых) сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрестные танцы» или «перекрестные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

Можно использовать нейроскакалку. - Она развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.

Балансир и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.

«Перекрестные шаги»(можно под музыку или пение) Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Сохраняя равновесие, на счет «1-10» - соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Двигаться можно вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.

Под музыку или счет сначала выполняются параллельные, а затем перекрестные движения руками, касаясь пальцами плеч, уха, бедер, колен, стоп ног.

Например: поочередно - левая рука к левому плечу, правая к правому - 2 раза. Поочередно - левая рука к правому плечу, правая к левому - 2 раза.

«Ленивые восьмерки» На листе бумаги правой рукой начертить знак бесконечности (ленивую восьмерку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно "рисование" восьмерок в воздухе. Поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

«Слон» Одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев и смотрят вдаль. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Слон» активизирует и балансирует всю целостную систему «интеллект-тело». Движение осуществляется, в основном, центральными мышцами корпуса, что воз6уждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха.

«Перекрестный шаг сидя» Сесть на коврик. Представить, что едите на велосипеде и касаетесь при этом противоположного колена локтем. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удержать вертикальную позу и не сутулиться. Освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

«Бревнышко» Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Колобок» Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Письмо в воздухе» И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

«Паучок» Сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть в коленях и приподняться над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагать одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

«Марш» 1) И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

2) И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

3) И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

«Ухо – нос» Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ножницы» Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.

«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Ёжик» Встать на четвереньки и ползти, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставить крестнакрест».

«Прыжки на месте» Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:

Ноги вместе – руки врозь, ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе, ноги врозь – руки врозь.

Ноги врозь и ноги вместе.

Ноги врозь и ноги перекрещены – поочерёдно правая и левая нога впереди.

То же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой. (цикл прыжков повторить несколько раз)

«Прыжки с поворотом и без него»

Прыжок с поворотом на 180

Прыжок назад, прыжок вперед

Прыжок влево, прыжок вправо

«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Капитан» - одной рукой изображаем «козырёк» («отдаём честь»)- «Капитан смотрит вдаль», другую руку вытягиваем вперёд, показывая большой палец, остальные в кулаке - «На горизонте всё отлично!».

«Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Змейка»Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Симметричные рисунки» Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

«Мельница» Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.





7 октября 2022 в 12:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.