Борзунова Оксана Сергеевна, учитель-логопед
Нейроакробатика - игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук и межполушарного взаимодействияИгры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр: Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват. ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой. 1. «Пальчики здороваются» — поочерёдно соединяем пальцы правой и левой руки. Большой-большой, указательный-указательный и т. д. Усложнение — пальчики «здороваются» через один большой-большой, средний-средний и т. д. Потом одновременно соединяем большие, средние и мизинцы двух рук, потом указательные и безымянные. 2. «Пальчики обнимаются» - тот же принцип, что и «пальчики здороваются, только пальчики сгибаем (в разные стороны). 3. «Паучки» - соединяем большой палец правой руки с указательным левой, а большой левой руки с указательным правой. Получается «рамочка» из пальчиков.Начинаем динамично передвигать пары пальчиков снизу-вверх и сверху вниз. Затем расстояние между пальцами уменьшаем - «маленькие паучата». 4. «Колечки» - соединяем поочерёдно большой палец с остальными в виде «колечка». Сначала правой, затем левой рукой, двумя одновременно, и в завершение — начинаем движение правой руки с указательного, одновременно левой — с мизинца и наоборот. 5. «Большой — мизинец» - правой рукой показываем большой палец, остальные сжаты в кулак, левой — мизинец, остальные пальцы удерживаются в кулачке. Динамично меняем позицию. 6. «Кулачки – ладошки» Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем. Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно. 7.«Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь) 8.«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. 9. «Кулак – кольцо» Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы), кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.
10. «Кастрюлька – крышечка»Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма. 11. «Пальчик-зайчик-кулачок»Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками. 12.«Змейка»Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
13. «Лесенка»Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
14. «Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 15.«Яблочко и червячок» Большой палец это червячок. Кулак – это яблоко. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.
16.«Здорово –о,кей»На одной руке большой палец вверх, остальные в кулаке. Другая рука показывает колечко (большой палец указательным). По хлопку меняем положение.
17. «Пианино» - кисти рук на лежат. Поднимаем пальцы по очереди с большого до мизинца сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. Усложняем, начиная поднимать пальцы двух рук одновременно, но левой рукой с мизинца, а правой с большого пальца. 18. «Замочки» На левой руке сгибаем безымянный и мизинец, на правой указательный и средний пальцы, большой палец на обеих руках оттопырен. Меняем позицию. Сначала выполняем отдельно правой и левой рукой, затем одновременно с одинаковыми позициями, затем одновременно двумя руками с разным позициями. Самое сложное — соединяем пальцы рук с разными позициями. 19. Упражнения с мячиками У каждого по одному мячику (массажный) Способы действий с мячиками: - мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя, - мяч в противоположной руке – перекладывать другому, - мяч в противоположной руке – себе – другому, - мяч не в противоположной руке – другому по диагонали, - мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому, - 2 тебе, 2 мне, - диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому, - 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ, - 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху.
20. «Жесты Эмодзи» - даны картинки с разными жестами для правой и левой руки, нужно их повторить одновременно.
7 октября 2022 в 12:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.